ASIATIMES.RU - Время азиатских новостей
 

|02.04.2001| Американское командование отрицает заявления Пекина о том, что столкновение между разведывательным самолетом ЕР-3 Aries II и китайским истребителем Ф-8 произошло в воздушном пространстве КНР

Американское командование отрицает заявления Пекина о том, что столкновение между разведывательным самолетом ЕР-3 Aries II и китайским истребителем Ф-8 произошло в воздушном пространстве КНР, и показывает журналистам карту, на которой обозначено место воздушного инцидента. Если верить американцам, оно находится в 80 милях от берега, то есть далеко за пределами 12-мильной границы территориальных вод Китая.

Пекин, однако, говорит, что его суверенитет распространяется на всю территорию Южно-Китайского моря, в том числе на острова, которые Бруней, Малайзия, Филиппины, Тайвань и Вьетнам считают своими. Вашингтон заявляет, что у него нет мнения по поводу этих территориальных конфликтов, но настаивает на свободе судоходства в этом важном участке мирового океана.

США также отвергают заявления КНР о том, что американский самолет ударил носовой частью и левым крылом китайский истребитель, нанеся ему повреждения, которые привели к его гибели. Если истребитель действительно разбился, то США готовы принести извинения.

- Судя по всему, китайцы потеряли самолет, и нам жаль, что это произошло, - заявил посол США в Пекина Джеймс Пруэр.

Американские военные говорят, что неповоротливый турбовинтовой тихоход ЕР-3, который обычно летает по прямой, вряд ли мог врезаться в юркий реактивный истребитель.

Никто в Америке не отрицает, что ЕР-3, начиненные сверхсекретной электроникой, регулярно совершают разведывательные полеты вдоль китайских границ. По словам сотрудника лондонского еженедельника Jane's Defense Weekly Ника Кука, установленная на борту американского самолета аппаратура позволяет перехватывать радиопередачи, сигналы радаров, факсы и электронную почту, не говоря уже о подслушивании телефонных разговоров.

Кук, кстати, напоминает, что в 1980-х годах над Баренцевым морем произошло аналогичное столкновение между советским истребителем и норвежским разведывательным самолетом Р-3, вариантом которого является злополучный ЕР-3. В тот раз ни один из самолетов не пострадал настолько, чтобы совершить вынужденную посадку.

Сейчас, однако, американцу пришлось сесть на китайском военном аэродроме, где с экипажем разведчика, на борту которого было 24 человека, обращаются хорошо, но Вашингтон опасается, что китайцы не удержатся от соблазна покопаться в электронной начинке своего нечаянного гостя.

От этого их предостерег бывший кандидат в президенты США сенатор Джон Макейн, сбитый когда-то над Северным Вьетнамом и просидевший несколько лет в ханойской тюрьме. Макейн напомнил, что самолет является американской территорией.

У китайцев своя точка зрения на произошедшее: они обвиняют ЕР-3 в нарушении своего воздушного пространства и требуют извинений и компенсации за свой погибший истребитель.

Никто еще не произнес слова "Пуэбло", но оно у многих на языке. Это имя американского разведывательного корабля, захваченного много лет назад северными корейцами в международных водах. Его экипаж провел в заточении несколько месяцев и был отпущен лишь после унизительных американских извинений. Пока Вашингтон уверен, что самолет и экипаж быстро вернут.

Работающий в либеральном Брукингском институте синолог Бейтс Гилл говорит, что с китайской точки зрения последний эпизод был триумфом: китайцы ясно дали понять, что бережно относятся к своему воздушному пространству, вынудили американца сесть и получили к нему доступ.

Неясно, чем кончится этот инцидент, но он наложился на серию взаимных претензий и может еще пуще обострить противоречия между Вашингтоном и Пекином, сообщает Би-би-си.


Rambler's Top100

Copyright © ASIATIMES.ru


 

Быстрый поиск



 

SpyLOG

TopList

Hosted by uCoz